Маквала Касрашвили – явление удивительное. Мало у кого в Большом театре была столь продолжительная вокальная карьера. Если кто-то ею и отличался, то чаще певцы (особенно басы), певицы – гораздо реже. В особенности скоротечен век сопрано, и профессиональное долголетие Касрашвили можно сравнить, пожалуй, лишь с долголетием легендарной Антонины Неждановой.
Но не только в этом уникальность юбилярши – уникально то место, которое она заняла в Большом. Касрашвили пришла в театр в 1966-м – сначала стажеркой, но уже через год ее приняли в труппу, переживавшую тогда свой воистину золотой период: общий вокальный уровень был исключительно высок. Из претенденток на партии лирико-драматического сопрано ведущее место принадлежало несравненной Галине Вишневской, любимице Бориса Покровского. С ней соперничала Тамара Милашкина, вокалистка от Бога. Но и кроме ведущей конкурирующей пары были в тот момент хорошие певицы на центральный сопрановый репертуар, такие как Татьяна Тугаринова – с голосом, поражавшим мощью и красотой, Элеонора Андреева – первая Катерина Измайлова (во второй редакции оперы Шостаковича), Маргарита Миглау, заявившая самые серьезные права на вагнеровский репертуар (увы, этому сбыться было не суждено), к тому же еще пели певицы более старшего поколения, такие как Леокадия Масленникова и Евгения Смоленская, и многие другие.
На этом фоне стать «еще одним» сопрано Большого, затеряться в великолепии было очень легко, тем более девушке из Грузии, не слишком хорошо говорившей по-русски. Но уже в 1968-м Вишневская восхищается её Графиней в «Свадьбе Фигаро», а в 1969-м публика Гранд-опера рукоплещет ее Татьяне на парижских гастролях Большого театра. Касрашвили работает с Ростроповичем и Покровским над «Евгением Онегиным» и наряду с Вишневской поет в новой редакции оперы, поразившей тогда Москву свежестью прочтения. 1971 год – переломный в судьбе певицы: она исполняет сразу три огромные партии в премьерных спектаклях. Это Наташа Ростова в «Войне и мире», Ольга в «Псковитянке» и Тоска. И хотя пока она – дублерша Вишневской и Милашкиной, всем уже совершенно очевидно, что Маквала – это вовсе не «еще одно» сопрано Большого, но певица и актриса большого дарования.
Касрашвили – младшая из той блистательной плеяды советских певиц, которые первыми стали активно выезжать на Запад и доказывать миру состоятельность советской вокальной школы. Судьба распорядилась так, что главными зарубежными сценами в ее карьере стали лондонский Ковент-Гарден, Баварская государственная опера, несколько театров США, включая Метрополитен-оперу. Именно в «Мет» в 1979-м состоялся ее зарубежный дебют, но кроме Нью-Йорка она пела в Вашингтоне и Чикаго, Хьюстоне и Нью-Джерси, Сиэтле и Майами. С Лондоном Касрашвили связывают четыре сезона в Королевской опере и многочисленные концерты, включая памятное исполнение «Военного реквиема» Б. Бриттена в Альберт-холле с М. Ростроповичем. На прославленной сцене в Мюнхене певица исполнила свои главные вердиевские роли (Аиду, Дездемону и Амелию). И конечно, в маршрутах Касрашвили – родина оперы Италия, где она выступала и в гастрольных спектаклях Большого на сцене Ла Скала, и как приглашенная солистка в театрах Рима, Вероны, Флоренции, Болоньи и Равенны. Можно еще и еще называть страны и города, в которых звучал голос Маквалы Касрашвили.
…Юбилейный вечер в Большом театре оказался по-домашнему сердечным. Почти обошлись без речей и церемоний – всему предпочли музыку. Пела молодежь – в основном, те певцы, что выдвинулись и закрепились на главной сцене страны в бытность Касрашвили главой габтовского оперного цеха. Первое отделение посвятили русской музыке – точнее, почти целиком Чайковскому. Арии из опер «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», «Орлеанская дева», «Евгений Онегин» и кантаты «Москва» исполнили Анна Нечаева, Эльчин Азизов, Светлана Шилова, Олег Долгов, Андрей Жилиховский, Агунда Кулаева и Богдан Волков. Лишь в конце прозвучал и другой русский классик, Римский-Корсаков: выходную арию Снегурочки чарующе спела Ольга Кульчинская.
Второе отделение было целиком европейским, ведь и в европейском репертуаре юбилярша также сказала свое веское слово. Моцарта пели Екатерина Морозова и Юлия Мазурова, Доницетти – Анна Аглатова, Бизе – Олег Долгов, Тома – Андрей Жилиховский, Верди – Агунда Кулаева, Павел Валужин, Динара Алиева и Годердзи Джанелидзе. Под финал побаловали публику и оперными дуэтами – из «Лакме» Делиба (Аглатова и Анна Бондаревская) и «Искателей жемчуга» Бизе (Валужин и Жилиховский).
Дань родине юбилярши, солнечной Грузии, воздали в виде красивой арки: открылся концерт застольной из «Даиси» Палиашвили в исполнении Алуды Тодуа, а завершился знаменитой «Песней о Тбилиси» Лагидзе, которую все участники гала пели хором, чуть-чуть переиначив слова (вместо «Тбилисо» – «Маквала»)!
На правах музыкального руководителя Большого театра за пультом оркестра весь вечер колдовал Туган Сохиев.
Фото Елены Фетисовой
Поделиться: